СВЕТЛАНА ЛЕТЯГА. ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗУРБАГАНА

Печать PDF

ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗУРБАГАНА

– Ну, а ты зачем пришел? – спросил его Валера.

– Да вот, думал земляков встречу.

– А откуда ты?

Руслан повернулся к благородному собранию спиной. На ватнике его красовалась надпись «Зурбаган».

– Это где ж такой город, – выдал кто-то нечаянно свою литературную неосведомленность.

Руслан презрительно посмотрел в его сторону и разочарованно вздохнул:

– Грина надо читать…

Руслан Галимов… Это имя, которое не гремело, не мелькало в печати или на экранах телевизоров в далёкие 70-е – 80-е, не было на слуху у бодрых строителей социализма-коммунизма, с воодушевлением читающих о стройках, заводах, километрах… Но это имя, которое до сих пор живет в сердцах близких и друзей, и его невозможно забыть, как невозможно забыть самого Руслана.

Уроженец Чистополя, талантливый прозаик, поэт-верлибрист, удивительно светлый и необыкновенный человек с непростым характером и иронично-грустным взглядом, он жил и творил в Набережных Челнах с первых лет строительства КамАЗа. И вот уже более тридцати лет, как его нет с нами. А память жива… И рассказы его, и стихи…

Именно с вечера памяти Руслана и начался цикл вечеров, посвященных творчеству наших земляков, – «Поэты уходят, стихи остаются». Рубрика с таким названием родилась в журнале «Аргамак», где она знакомит читателей с произведениями авторов, безвременно ушедших, но оставивших нам свое тепло и еще что-то очень-очень важное, то, что с годами выкристаллизовывается, являясь потом в виде простых и чистых истин.

Встреча состоялась 26 марта 2016года в Малом зале ДК КамАЗ, и открыла ее стихотворением Натальи Ивановны Первовой «Ушли поэты. А стихи остались…» поэт и автор-исполнитель Ольга Кузьмичева-Дробышевская – главный организатор и одна из ведущих этого вечера. После приветствия она предложила вниманию зрителей фильм «Тоска по лотерейному билету», созданный на телеканале «Культура» студией «Открытый мир» в 1996 году. Автор идеи фильма – супруга Руслана Галимова – Лидия Николаевна, которая сейчас живёт в Москве и работает редактором на этом же телеканале. В съёмках также принял участие и Николай Петрович Алешков – друг и соратник по перу Руслана Галимова. Сегодня Николай Петрович возглавляет Татарстанское отделение Союза российских писателей и является главным редактором литературного альманаха «Аргамак». Благодаря фильму зрители увидели и услышали Инну Лимонову (она сейчас живёт и работает в Москве) и чудесного поэта Арво Метса, ставшего первым составителем и редактором поэтического сборника «Лебеди над Челнами», выпущенного в Москве издательством «Известия» в 1981 году. В этот сборник вошли стихи молодых поэтов Набережных Челнов, творивших во времена великой стройки на Каме. Сегодня Арво Метса тоже уже нет с нами, но именно он – один из первых, кто помог Руслану творчески проявиться в Москве, когда тот переселился в столицу.

 

Своё выступление на вечере Николай Алешков начал с отрывка из воспоминаний самого Руслана Галимова, открывающего книгу «Тебя не вызовут на бис», а поэт Вячеслав Крапивин, второй ведущий, познакомил гостей с верлибром Руслана, который, как истинный поэт, любил жизнь, был философом и тонко чувствовал музыку слова:

Осень опустила на крышу моего дома

долгоиграющую пластинку дождя.

И мелодия снов,

не выдержав последней капли воспоминаний,

опрокинула на моё лицо

миллионы лиц,

которые я любил когда-то.

Ярким примером того, что Руслан был очень внимателен к людям, окружавшим его, разбирался  в психологии и с юмором видел разные ситуации, стал рассказ «Швейцар», блестяще исполненный куртуазным маньеристом, журналистом Евгением Коблевым.

Услышали мы и воспоминания Лидии Галимовой, с которой посчастливилось побеседовать в Москве Ольге Кузьмичевой-Дробышевской. Ей она и посвятила свою песню "Звезда упала" (сл. Николая Перовского). Следующая песня "Памяти Александра Грина" (сл. Николая Алешкова) была посвящена в этот вечер самому Руслану.

Безусловно, многие из присутствующих в зале знали о поэте только из книг и по фотографиям… Поэтому зрителям была предоставлена уникальная возможность познакомиться с фотографиями тех лет, где запечатлён Руслан с друзьями,  озвученными теми, кто помнит «орфеевские» времена.

 

 

На экран выводились фотографии, а люди, дружившие с Русланом и хорошо его знавшие – Николай Петрович Алешков и Александр Иванович Василенко – композитор и руководитель Клуба авторской песни им. Высоцкого, комментировали изображения.

Украшением вечера стал висящий у пианино огромный дружеский шарж челнинского художника Леонида Остапенко, сделанный им к 10-летию Городского литературного объединения "Орфей" в 1981 году, «отцом» которого стал Валерий Суров, а в дальнейшем бессменным руководителем – Николай Алешков. Нынче "Орфея" уже нет. Своеобразной эстафетой стало открытое Ольгой Кузьмичевой-Дробышевской в 2015 году ЛИТО "Лебедь", получившего название – его дали новые молодые студийцы – от первого коллективного поэтического сборника орфеевцев "Лебеди над Челнами", вышедшего в 1981 году. А дружеский шарж Леонида Остапенко сегодня хранится в музее Центральной библиотеки. В этом цикле вечеров он станет маленьким "переходящим знаменем" от первого поколения челнинских поэтов – к последующим.

Завершился вечер верлибрами Руслана. Их представили зрителям поэт и журналист Алла Орехова и ведущий Вячеслав Крапивин.

В тот вечер нам удалось всего лишь прикоснуться к творчеству Руслана Галимова, ведь каждый человек – это целый мир. А если это человек творческий и к тому же настолько неординарный и талантливый? Да еще и с такой надписью на ватнике…

Я не случайно решила начать эту заметку с воспоминаний Николая Алешкова, которые стали предисловием к книге Руслана «Тебя не вызовут на бис». К словам Николая Петровича хотелось бы вернуться и сейчас. Ведь кто, как ни человек, близко знавший поэта, может так глубоко, точно и емко передать самое сокровенное:

«Главное для меня, – не раз говорил Руслан, – найти интонацию. Есть интонация – есть писатель». Сейчас, когда я перечитываю эту редактируемую мной книгу, мне кажется, что от найденных им интонаций проистекает свет, печаль и нежность самого Руслана. Язык его рассказов скуп, прост и точен, а богатство интонаций, как некий музыкальный фон, придает объемность и многомерность его коротким и незамысловатым сюжетам. Я читаю и думаю, вспоминая надпись «Зурбаган» на камазовском ватнике Руслана, что нелегко было оказаться его другом, но еще труднее стать его литературным земляком».

И последним аккордом творческого вечера стала песня в исполнении Ольги Кузьмичевой-Дробышевской «Звучала музыка, звучала…» на стихи Александра Бочкарева. И она действительно звучала: и в песнях, и в строках, и между…

– Зачем себе находишь муки,

сгореть желая в них дотла?...


– Моя судьба - горенье это,

тепла желаю я другим,

сгорев, быть может, больше света

оставлю людям дорогим...

 

Этот диалог с Поэтом не только о Руслане, но и обо всех, сгоревших в творчестве и оставивших нам тот самый свет… Петр Прихожан, Евгений Кувайцев, Владимир Леушкин, Георгий Сушко, Михаил Волостнов … Именно им будут посвящены следующие вечера цикла «Поэты уходят, стихи остаются», что, надеемся, станет доброй традицией в нашем городе, объединившем этих людей с такими разными и такими похожими судьбами. Ведь пока мы их помним – они живы. А, значит, живо и их Слово.

Сегодня думал я о смерти,

бродил по лужам,

щурился на солнце.

Сегодня встретил я

двадцать девять

беременных женщин

и решил,

что не страшно умереть.

 

Светлана Летяга,

член Союза российских писателей

ЛитМир (облако тегов)